Современная хореография обучение

Обучение по предмету современная хореография – это некий каркас знаний, основанный на сравнительном анализе существующих техник и на практической самостоятельной работе. Каждый педагог вправе, основываясь на базовых понятиях, искать свой путь, свою лексику современного балета.

Изучать современную хореографию рекомендуется по школам и направлениям. Начинать имеет смысл с неоклассики Баланчина. А дальше, все зависит от скорости обучения в группе. Мы предлагаем включить в программу обучения работы Ноймайера, Мориса Бежара, Бориса Эйфмана, Августа Борнонвиля, Кеннета Макмиллана, Ролана Пти, Алексея Ратманского, Леонида Якобсона, Уильяма Форсайта. Перечень авторов может быть изменен или дополнен по желанию студентов группы.

Русский авангард 1920-х.
Николай Фореггер (1892-1939 гг.), режиссер, балетмейстер, художник. Работал в Москве в Камерном театре, «Кривом зеркале». Сам открыл театр-студию хореографии «Четырех масок» и организовал при нем Мастерскую Фореггера (Мастфор). Наиболее знаменитые постановки: «Танцы машин», «Футболист», «Пляска смерти».

Касьян Голейзовский (1892-1970 гг.), артист, балетмейстер. Работал в московских театрах миниатюр. Руководил собственной студией «Московский камерный балет», сотрудничал с В.Мейерхольдом. Наиболее знаменитые постановки: «Смерч», «Половецкие пляски».

Баланчин. Его профессиональная культура, воспитанная на классических спектаклях Петрограда 1920-х, художественные идеи, звучавшие тогда на сцене ГАТОБа, дисциплина мысли, личная склонность к ясности художественного выражения – все это сделало закономерным его поворот к «неоклассике».

Еще будучи в России в возрасте девятнадцати лет Баланчивадзе пробовал сочинять в труппе «Молодой балет», отрывки для оперных и драматических спектаклей. Его кумиром тогда был Голейзовский: танцы расплывчатые по форме, открыто эмоциональные, с бликами и мерцаниями на сцене, фортепианным трепетом и распущенными волосами…

В 1924 году Баланчивадзе навсегда покинул Россию. В 1927-ом он, уже переименованный в Баланчина, поставил в труппе Дягилева «Аполлона» Стравинского. Сохранились фотографии первого спектакля, дизайн костюмов Коко Шанель. Это была часть большого и многолетнего дягилевского неоклассического проекта. Дорогущая постановка не окупилась и, уходя на дно, едва не утащила за собой всю труппу Дягилева. С точки зрения хореографии этого балета специалисты отмечают явное влияние советского авангарда 1920-х на работу Баланчина. Прыжки Аполлона на сцене напоминают пасующего мяч футболиста. Странный танец рук Аполлона – идея, по словам Баланчина, украденная им с мигающей рекламной вывески…

Один из первых американских балетов Баланчина будет называться ‘Ballet imperial’ 1941 года. По корсажу прима-балерины струится муаровая орденская лента, на заднике сцены – Российский императорский орел, из оркестровой ямы звучит Чайковский (Второй фортепианный концерт). Тогда же Баланчин занимается основанием школы современного балета за океаном.

В 1947 году он, уже американский гражданин, поставит в парижской Grand Opera «Хрустальный дворец» по приглашению Сергея Лифаря, как бы в память о безмятежной юности. Под Чайковского теперь танцуют в хитонах, а под Бизе – в белых пачках. Уже в Америке в таком же роде будут поставлены «Тема и вариации», «Бриллианты» и много другого.

Все это вывезенная из Петрограда концепция классического танца как способа пространственной реорганизации времени. В переводе с балетного языка, в котором нет форм прошедшего времени – это и есть мемуары. Мемуары о Петербурге… Другие берега, говоря на языке человека с петербургским воспитанием в европейском настоящем накануне американского будущего. Memory, speak!

Как проходит обучение по предмету современная хореография?

Школа, направление

История балета

Теория танца

Баланчин, неоклассика

Изучение автобиографии Баланчина

Танцсимфонизм

 

Базовый урок по технике

Современный репертуар

Тренировка plie, battements tendus, rond de jambe en l'air, заносок и вращений в ускоренном темпе, с ломанным ритмом упражнений

Изучение отрывка из "Драгоценностей" Баланчина на выбор студентов

Такую же таблицу можно создать, когда группа переходит от изучения неоклассики Баланчина к работам Ноймайера, Мориса Бежара, Бориса Эйфмана, Августа Борнонвиля, Кеннета Макмиллана, Ролана Пти, Алексея Ратманского, Леонида Якобсона, Уильяма Форсайта. За девять месяцев непрерывного обучения по программе педагог не будет ставить своей задачей охватить весь вышеперечисленный обьем школ и направлений современного балета. Скорость обучения и переход от одного автора к другому происходит по мере усвоения базового материала студентами группы.

То есть все занятия (и практические тренировки, и теоретические дисциплины) в нашей образовательной программе имеют общую цель: дать максимально развернутую, имеющую прикладной характер информацию по предмету современная хореография, создать в аудитории общую атмосферу современного балета!

В работах Баланчина с точки зрения школы современного балета нас интересует, прежде всего, приём, которым специалисты называют емким термином «танцсимфонизм», характеризующим хорошую (талантливую, мастерскую) композицию балета. Танцсимфонизм (или танцсимфоничность?) нашли у позднего Петипа, у классического Фокина («Шопениана»), и, конечно, у Баланчина.

Танцсимфония – это «коллаж», перечисление несвязанных отдельных образов. На первый взгляд, это противоречит художественной природе танца: танец – это искусство, протяженное во времени, предполагает развитие. Коллаж же – по сути своей статичен. Но Баланчин придумал динамический коллаж. Энергию движения балета к финалу его танцы черпают в собственной «формообразующей тяге». Замирающие позы, длинные прыжки, столкновения, многочисленные повторы балетных pas. Применяется чередование выразительных поз и отдельных упражнений, взятых из повседневного классического экзерсиса (plie, battements tendus, rond de jambe en l'air и др.) Композиция танца строится на многочисленных повторах и почти математическом управлении ритмом движения тела танцовщика. Простейшие, но настойчивые ритмические формулы, заданные Баланчиным, служат для артистов некими мантрами. На сцене всё происходит «вне времени и вне пространства»!

    

 

Назад - Статьи о балете