Современная хореография модерн

В программе «Классическая и современная хореография» на занятии по технике модерн нет такой четкой определенной последовательности движений, как это принято в классическом танце. Это связано с тем, что не существует единой методики современного танца. Педагог имеет право на поиск новых педагогических приемов и методов. Ценность обучения в неповторимости и индивидуальности, а методика является, прежде всего, руководством к действию, а не догматической схемой.

Занятие по технике модерна в программе «Классическая и современная хореография» состоит из следующих разделов: разогрев, упражнения на изоляцию, партер, адажио, кросс (шаги, прыжки, вращения), комбинация. Каждый раздел урока имеет свои задачи. Исходя из этих задач, педагог составляет упражнения, анализирует сочетания движений, их необходимую динамику, количество повторений, музыкальное сопровождение урока.

На занятии используются движения, заимствованные из классического танца и движения и техники непосредственно танца модерн.
Так, например, использование движения battement tendu, заимствованного из классического танца, отличается на занятии по технике модерна по темпу исполнения, может исполняться по параллельным позициям, с сокращенной стопой flex, может соединяться в связки с demi-plie, brash, с полуповоротами и поворотом fouette.

        

Упражнения для рук и корпуса port de bras классического танца также трансформируются на занятии по технике модерна не только из-за другого музыкального сопровождения урока. В танце модерн существует множество производных позиций и положений рук и корпуса в отличие от классического танца. Например, flex – сокращенная кисть, jazz-hend  - пальцы напряжены и разведены на максимальное расстояние друг от друга, и, наконец, пальцы сжаты в кулак. Все эти требуют отработки в зале и, следовательно, будут включены педагогом в программу занятия.

Много времени на занятии обычно отводится под упражнения для развития подвижности позвоночника. Это и наклоны корпуса с прямой спиной (lay out), изгибы корпуса, спирали, body roll (волны), техники contract, release, high release, tilt.

Основное отличие танца модерн от, например, классического или народно-сценического танца

  • в положении позвоночника во время движения, перехода из одной позы в другую,
  • в способах и техниках управления напряжением в позвоночнике.

В классическом балете позвоночник максимально вытянут наверх, он служит опорой (осью) для вращения и прыжка. Существует даже такой термин – «поставить спину». В танце модерн позвоночник более подвижен, он должен свободно двигаться во всех своих отделах. Очень много упражнений направлено именно на развитие этой свободы движения (техники drop – падение и swing – раскачивание). Здесь дело не только в общей гибкости, но и в умении достичь общего состояния свободы и расслабленности позвоночника в движении.  Итак, пример учебного конспекта студента нашей Образовательной программы


Современная хореография модерн. Упражнения и позы для развития позвоночника.

Название упражнения или позы

Краткое описание

Flat back

Наклон 90 градусов, при котором спина, голова и руки составляют одну плоскость. Следует сдерживать непроизвольное округление спины, нельзя также прогибаться в пояснице

Deep body bend

Глубокий наклон вперед, ниже 90 градусов, при этом спина руки и голова находятся также на одной прямой линии. Ошибкой считается округлять или расслаблять позвоночник.

Side stretch

Наклон в сторону, может исполняться на demi-plie, с подъемом на полупальцы, с одновременным подъемом ноги на 45 и 90 градусов.

Curve

Изгиб верхней части позвоночника вперед или сторону. Начинается с движения головы и исполняется до точки, расположенной в "солнечном сплетении". Основное требование - исполнение движения "через верх", т.е. на удлиннение спины.

Arch

Изгиб позвоночника назад, голова продолжает линию спины и не запрокидывается. Не следует сдвигать бедра, оставляя поясницу неподвижной.

Twist

Скручивание корпуса. Начинается с плеч, за которыми следует торс, бедра остаются неподвижными.

Roll down, roll up

Постепенное, начиная с наклона головы, закручивание корпуса вниз. Причем все позвонки приводятся в движение последовательно, друг за другом, сверху вниз. Roll up - обратное движение.

Body roll

Приведение в движение последовательно один за другим два и более центров тела танцора

Contract

Сжатие мышц всего тела или его части. Выполняется на выдохе. Это силовое движение, которое аккумулирует энергию для следующего движения.

Release, high release

Расширение. Понятие противоположное contraction

Tilt

Смещение оси позвочника от строго вертикального положения

Drop

Падение

Swing

Моторно-ритмическое раскачивание всего тела целиком или отдельных его частей. Требует полной расслабленности тела и постоянной связи движения и дыхания.

Приведенные выше упражнения и позы отрабатываются на занятии сначала в статике, то есть стоя. Затем их можно применять в партере (в движении на полу). После чего можно использовать в разделе Кросс, то есть в движении, в комбинации с различными шагами, прыжками и вращениями. Педагог включает эти элементы в адажио, в танцевальные комбинации урока только после твердого усвоения студентами учебного материала.

Таким образом, обучение всегда идет «от простого к сложному».

Назад - Статьи о балете