Школа классического балета

1925 год – первый выпуск класса Агриппины Вагановой – стал годом рождения советской школы классического балета. Агриппина Ваганова – «царица вариаций», балерина с репутацией самой техничной танцовщицы начала ХХ века, единственная из императорских балерин, кто не уехал в иммиграцию после Революции 1917 года. Первые выпуски класса Вагановой, это: Марина Семёнова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Фея Балабина. Каждый год училище выпускало 5-8 девушек, и за первые десять лет своей работы Ваганова полностью подняла труппу Кировского театра из послереволюционного кризиса, вернула городу вкус к качественным танцам.

Заниматься педагогикой Ваганова не рвалась. В балетный класс её после революции привела нужда. В 1917 году покончил с собой муж, а пенсионная система Императорских театров рухнула (Ваганова – балерина, ушла на пенсию в 1916 году). Она не разбиралась в современном искусстве, слабо им интересовалась, но была трезвейшим и очень прагматичным балетным аналитиком.

Первым подопытным кроликом Вагановой была она сама. От природы Ваганова плохо сложена для классического танца («Огромная тяжелая голова» на широких мощных плечах), следовательно, умная танцовщица стала искать способ зрительно «облегчить» свой верх, хотя бы приведя его в движение. Тем самым она постепенно вовлекла в работу свой корпус и руки (до неё балерины танцевали строго вертикально). Как только ей это удалось, она разом получила маневренность, ловкость, скорость. Отчеты критиков со спектаклей самой Вагановой 1910 года: «Ничего лишнего, ничего дешевого и мелкого… Твердость, компактность, «трёхмерность»… Всё продумано, всё целесообразно, надежно и закономерно».

Школа классического балета Вагановой – это ленинградская версия того, чем Баланчин занимался у Дягилева и будет заниматься в Америке.

До появления школы Вагановой физические усилия танцора в балете скрывали. «Предел искусства, когда оно незаметно, и самый совершенный танцовщик тот, который и вида не показывает, что танцует», - писал современник о прославленном французском виртуозе Дюпоре. У Вагановой новая профессиональная этика: теперь физическим усилием бравируют. Силовой танец, спортивный, рекордсменский… Выше всех, больше всех!

Ученицы Вагановой прыгали замечательно – даже те, у кого природные данные были средними. Однако точность позиций стоп на старте прыжка и при приземлении была принесена в жертву пушечной силе и высоте взлёта.

Туры учениц Вагановой – это штопор из шести-семи-восьми вращений и долгий-долгий, основательный preparacion. Хвалёная техника вагановских учениц потому отчасти и была хвалёной, что всячески и разнообразно подчеркивалась в танце. Интонация «форсирования трудностей» и «игра мышц» на сцене выливалась в героический пафос, что соответствовало общей риторике советского искусства тех лет.

Тем не менее, когда американская труппа Баланчина в 1962 году приедет и покажет в СССР «Хрустальный дворец», эталонные вагановские ученицы – Уланова и Семёнова – будут единодушны: «Мы так не умели». Уланова ещё потом долго будет стыдиться своих киноплёнок: и танцев, и пышных пачек «капустой» (как она съязвит). Но единственное, чего не стоит в этот момент делать, так это «обличать советскую власть». Вагановские ученицы танцевали не хуже американок – они танцевали по-другому: в ином стиле. Так, как научила Ваганова.

Что касается пуантной техники, то подобно итальянской манере Чеккетти у Вагановой в классе танцевали в очень жестких туфлях и с одного вскока. Старые же рецепты парижской школы напротив гласили: выворотно стоя на полу нужно медленно выжиматься стопами наверх, пока не окажешься на кончиках пальцев, так что нагрузка на стопы станет постепенной и максимальной. У итальянок же пуанты были очень массивные, тяжелые, с жёсткой стелькой – эдакая коробочка для стопы. Движение на палец было резче и грубее, естественно, в ущерб выворотности и точности позиций стоп. Но зато это экономило силы на сцене и время на уроке. Именно так, в итальянской манере, вскакивали на пуанты в Советском классе Вагановой, за что и слышали критику: «антихудожественная бесформенная, мёртвая ступня», «тяжёлое ортопедическое приспособление» на ногах, «придаёт ступне патологическую, уродливую форму», «плохая выучка стоп». Французская пуантная техника, которую преподавали в русском императорском училище, в ХХ веке никуда не исчезла. Сегодня её практикуют в Парижской Grand Opera, в Нью-Йорке, в труппе и школе Джорджа Баланчина, называя её странным термином roll-up releve. До сих пор именно танцовщицы Grand Opera и New York City Ballet считаются главными специалистками партерных пуантовых кружев. Подробнее изучить саму технику и её приемы Вы сможете в рамках нашей образовательной программы, в которой выделен отдельный класс, один раз в неделю, посвященный этой теме.

 

Назад - Статьи о балете