Развитие современной хореографии

Все три столетия развитие современной хореографии в России чётко отождествляются с одним конкретным адресом – вначале Большим, потом Мариинским театром.

Если заглянуть в историю, то XIX и XX век – это два разных типа профессионального подхода к балету. Для сравнения, XIX век был веком балерин, когда исполнительство в балете ценилось гораздо престижнее авторства. Публика боготворила прима-балерин, встречала овациями, шквалом аплодисментов, вызывала на сцену «на бис!». Хореографы же, наоборот, фактически просто обслуживали балетную труппу, с которой подписали контракт, сочиняли те танцы, что проповедовала тогда балетная школа. Сотрудничество с русским балетом для хореографов тех времен заканчивалось почти одинаково: изгнанием. Жюлю Перро написали: уволен за «ненадобностью». Старика Дидло попросту вынесли из театра на руках. За Петипа вначале перестали присылать служебную карету, а потом притормозили на входе в театр. «Не велено пущать!» - объяснил швейцар театра. Были и такие хореографы, которые опередив события, сбегали из театра сами…

Однако наступил ХХ век, который кардинальным образом изменил ситуацию, выпустил наружу «эго» хореографов. Теперь оно уже ни за что не вернется назад «в бутылку». В начале ХХ века хореография получила статус «заверенного текста», что дало мощный толчок развитию современной хореографии в России. Родилось сладкое слово «авторство». И как следствие этого, балетная труппа на долгие годы превратилась лишь в инструмент для реализации высокой идеи хореографа. Но и этот этап развития русского балета также закончился.

В 1995 году вывеска «Кировский театр» исчезла с лица Земли вместе с Ленинградом и СССР. В Санкт-Петербурге снова открылся Мариинский театр оперы и балета. Для современного постсоветского балета остро встал вопрос новой художественной концепции русского театра.

Необходимо было сформировать новый репертуар, что и было проделано. По причине большого размаха реформ, специалисты считают 90-е года очередным важным этапом развития современной хореографии в России. Девиз тех лет на Западе: «Я покупаю, следовательно, я существую» стал в театре руководством к действию. Не нужно производить нечто оригинальное, достаточно просто приобретать. А затем обладать определённым типом товаров («спектаклей»), создающим единый стиль (имидж).

Для сравнения: представительский Mersedes + костюм Brioni + пентхаус на Манхеттене – всё это имидж преуспевающего холостого финансиста лет сорока. Репертуар театров был построен по тому же принципу, то есть был составлен из чистой воды «культовых предметов», «дизайнерских марок». Джордж Баланчин, Джон Ноймайер, Кеннет Макмиллан, Ролан Пти. В категорию «красивого» попали балеты Уильяма Фосайта, Yamamoto, Bikkembergs. В этой точке Мариинский театр пересёкся с новой для себя публикой: «ходить на балет» снова стало «правильно», современно и модно.

Но чтобы танцевать купленные за рубежом балеты Мариинский театр должен был заново выстроить себя по образцу типичной западной балетной труппы. А это также значило научиться тому, что умели тогда делать западные танцовщики. Конкретно – артисты парижской Оперы и Лондонского королевского балета. Та, в 1981 году купленную за рубежом «Сильфиду» Бурнонвиля пришлось редактировать, удлинять линии, замедлять темпы, танцевать движения через одно, так как современной техники русским артистам тогда не хватало. В 90ые на материале балетов Баланчина петербуржские танцовщики заново знакомились с балетной лексикой конца ХХ века (какой должен быть темп, ритм, текст современного балета). Хореография Баланчина стала поддерживать артистов «в форме», своеобразная диагностика физического и технического состояния артиста. Петербуржские танцовщики открыли для себя новые критерии профессионализма в балете, а, стало быть, и новую эстетику танца в целом.
Поступательное, прогрессивное развитие современной хореографии в России продолжается и в наши дни. Сегодня современные молодые русские хореографы (наши соотечественники) поставлены в непростые для собственного самолюбия условия. Они пробуют своими работами конкурировать с окруженными всеобщим обожанием нашей публики западными мега звездами (о которых упоминалось выше).

О том, как складывается ситуация сегодня, Вы можете узнать, посетив занятия по «Истории балета» в рамках нашей образовательной программы. На занятиях мы будем обсуждать особенности, отличительные черты западных школ и направлений. Но также уделим особое внимание работам наших российских коллег. С удовольствием выслушаем Ваше мнение по данному вопросу.

Будем рады поддержать Ваш интерес к этой теме.

 

 

Назад - Статьи о балете