Классический танец в движении

В России лексика классического танца, а следовательно и основы классической хореографии окончательно оформились на рубеже XIX и XX веков. Общие знания по предмету были впоследствии перенесены на бумагу, в 1934 году вышел учебник Вагановой со скромным названием «Основы классического танца». Это в своем роде «периодическая таблица элементов» для специалистов в области классического балета.

В классическом танце движения принято разделять по темпу и характеру их исполнения. Так, например, раздел «адажио» - это плавные позировки и «тональные» переходы между ними. «Аллегро» - это прыжковый раздел, движения исполняются быстро, чётко, контрастно.

Кроме того, балетные pas систематизируют обычно по фактуре. Партерная лексика (от фр. “par terre” – на земле) – это плотные, дробные, с небольшой амплитудой движения – эдакая колоратура балета. Главное здесь – точная, мобильная работа стоп и голени. Воздушная лексика (фр. “en l’air”) – это позировки и прыжки с широкой амплитудой, укрупненной фактурой.


Этими противопоставлениями – аллегро/адажио и партерные/воздушные – выстроен весь образный язык классического танца. Его своеобразный, исторически сложившийся художественный этикет. Этот же принцип лежит в основе классической хореографии.

«Адажио – аллегро» на языке классического танца означает «женское – мужское».Ещё в начале ХIX века эта граница была довольно жесткой. Женские сольные выходы строились на неторопливых округлых позировках, мужские на бравурных стремительных прыжках и пируэтах. В 1830х женщины встали на пуанты, и подолгу выдерживать позы на кончиках пальцев стало невозможно. Адажио стали танцевать с кавалером. Родился новый тип балетного дуэта.


«Партерный – воздушный» буквально означает «низкий – высокий». Партерные движения развивались из лексики придворных танцев, и прежде всего менуэта, искусства аристократов и «балета короля». Воздушная техника заимствована из трюков уличных акробатов, жонглеров, мимов на потеху толпе. «Партерный – воздушный» означает также «французское – итальянское». Просто потом, что придворный танец (dance noble) родился во Франции, а главными мастерами уличных трюков считались актеры итальянской комедии dell’arte.

Что касается советской школы балета, то Ваганова считала вариацию, именно сольное аллегро, моментом профессиональной истины балерины: там не выручит ни кавалер, ни личное обаяние. «Ты мне вариацию станцуй, тогда и посмотрю, какая ты балерина» - шепелявя, произносила Ваганова, в сотый раз отправляя свою ученицу в верхний угол балетного зала на диагональ.

Как мы помним, Ваганова ушла со сцены обладательницей неофициального титула «царицы вариаций». Но звание Балерины она, самая технологичная танцовщица своего времени, получила только за год до выхода на пенсию и свою карьеру в театре считала плачевной. Почти все биографы объясняли это тем, что Ваганова не могла вести целый спектакль – недоставало «актерского мастерства».

Ваганова не имела соперниц в балетном классе, но как только доходило до сцены, она проигрывала каждый бой за первенство в труппе сначала Кшесинской, потом Павловой, потом Карсавиной. Даже самый преданный ее поклонник не назвал бы ее жесткий, напористый, сверхточный танец ни артистичным, ни обаятельным, ни женственным. Титул «царицы вариаций» придумал и пустил в оборот Волынский, но влюбился-то он в балерину Спесивцеву. Презрительный отказ незаурядной женщины играть по общим правилам соблазна, влечения и флирта. Ваганова как бы приглашает соперниц сразиться там, где женские чары не действуют. Эту идеологию Ваганова внушил своим ученикам.

От возникновения балета и до ХХ века классический танец всегда был полем битвы французской и итальянской традиций. Однако сейчас на рубеже ХХ и ХXI веков эти оппозиции уходят на второй план. Классический балетный урок (то, как он построен и как обычно проводится педагогом) свидетельствует о некотором cегодняшнем эстетическом равновесии. На уроке обычно в равной степени отрабатывается и партерная лексика, и адажио. В конце класса занимаются прыжками, причем и маленькими партерными, и большими воздушными, без каких-либо явных предпочтений.

Изучив подробно иерархию балетных движений, трансформацию «от простого к сложному», можно четко проследить логику построения классической хореографии в целом и её основ. Можно заметить, как упражнения от станка плавно перетекают на середину зала, как объединяются потом в «большое адажио», как варьируются на диагоналях (право-лево).

Опыт работы над нашей Образовательной программой наглядно демонстрирует, что при условии регулярных занятий, теоретические знания о классическом танце и практические навыки накапливаются у студента в том объеме, который необходим для общей грамотности современного человека. (см.расписание).

Назад - Статьи о балете